Неполная занятость

rabotaВ настоящее время в условиях финансовой нестабильности многие работодатели вводят режим неполного рабочего дня (смены) и (или) неполной рабочей недели в связи с изменением организационных или технологических условий труда (ч.5 ст.74 Трудового кодекса Российской Федерации). В связи с многочисленными обращениями членских организаций ФНПР, членов профсоюзов в целях обоснования законности введения указанного режима считаем необходимым изложить позицию ФНПР по данному вопросу.
С введением в действие Федерального закона от 30.06.2006 № 90-ФЗ Трудовым кодексом Российской Федерации допускается возможность перевода работников по инициативе работодателя на неполное рабочее время. При этом данная возможность прямо поставлена в зависимость от того, какие именно причины могут повлечь за собой массовое увольнение работников.
В целях сохранения рабочих мест в случае угрозы массового увольнения работников статьей 74 ТК РФ предусмотрен предельный шестимесячный срок введения режима неполного рабочего дня (смены) и (или) неполной рабочей недели в связи с изменением организационных или технологических условий труда в организации.
Необходимо отметить, что в соответствии с п.21 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 № 2 (ред. от 28.12.2006) “О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации” работодатель обязан, в частности, представить доказательства, подтверждающие, что изменение определенных сторонами условий трудового договора явилось следствием изменений организационных или технологических условий труда, например изменений в технике и технологии производства, совершенствования рабочих мест на основе их аттестации, структурной реорганизации производства.
Перечень причин изменения организационных и технологических условий труда является открытым. Указанные изменения могут быть вызваны и другими причинами, например, внедрением новых методов, модернизацией и заменой оборудования.
Однако ухудшение финансово-экономического положения предприятия не является основанием для применения ст.74 ТК РФ. Иные причины, кроме указанных в ч.1 ст.74 ТК РФ, могут быть только организационного либо технологического характера.
Поскольку изменения определенных сторонами условий трудового договора происходят по инициативе работодателя, то обязательным условием их внесения является обязанность работодателя уведомить работника в письменной форме не позднее чем за два месяца (ч.2 ст. 74 ТК РФ). Необходимость такого уведомления связана с изменением не только размера оплаты труда при изменении режима рабочего времени, но и определенных льгот для работников (ст.57 ТК РФ).
Указанные изменения не должны ухудшать положение работника по сравнению с установленным коллективным договором, соглашениями (ч. 8 ст. 74 ТК РФ).
В случае, когда причины, указанные в ч. 1 ст. 74 ТК РФ, могут повлечь за собой массовое увольнение работников, работодатель в целях сохранения рабочих мест имеет право, с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации и в порядке, установленном ст. 372 ТК РФ для принятия локальных нормативных актов, вводить режим неполного рабочего дня (смены) и (или) неполной рабочей недели на срок до шести месяцев.
Общие правила статьи 372 ТК РФ предусматривают особый порядок учета мотивированного мнения выборного органа первичной профсоюзной организации, представляющего интересы всех или большинства работников, при принятии локальных нормативных актов. Так, в случае введения режима неполного рабочего дня (смены) и (или) неполной рабочей недели работодатель перед принятием окончательного решения направляет проект приказа в представительный орган работников. Выборный орган первичной профсоюзной организации не позднее пяти рабочих дней со дня получения указанного локального нормативного акта направляет работодателю мотивированное мнение по проекту в письменной форме.
В случае, если мотивированное мнение выборного органа первичной профсоюзной организации не содержит согласия с проектом локального нормативного акта либо содержит предложения по его совершенствованию, работодатель может согласиться с ним либо обязан в течение трех дней после получения мотивированного мнения провести дополнительные консультации с выборным органом первичной профсоюзной организации работников в целях достижения взаимоприемлемого решения. При недостижении согласия возникшие разногласия оформляются протоколом, после чего работодатель имеет право принять локальный нормативный акт, который может быть обжалован выборным органом первичной профсоюзной организации в соответствующую государственную инспекцию труда или в суд. Выборный орган первичной профсоюзной организации также имеет право начать процедуру коллективного трудового спора в порядке, установленном ТК РФ.
К проекту приказа (распоряжения) о введении режима неполного рабочего времени работодатель обязан представить обоснование по нему, в том числе приказ (распоряжение) об изменении организационных или технологических условий труда.
Профсоюзному комитету организации необходимо проверить соблюдение работодателем процедуры введения режима неполного рабочего времени.
Согласно Резолюции Первого Дальневосточного форума первичных профсоюзных организаций “Солидарные действия профсоюзов в условиях финансово-экономического кризиса” “при возникновении затруднений в объективности оценки ситуации на предприятии для подготовки мотивированного мнения, необходимо обращаться в вышестоящую профсоюзную организацию за содействием в рассмотрении документов”.
Необходимо отметить, что действующее законодательство предусматривает особенности исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии. В соответствии с п.4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона “О трудовых пенсиях в Российской Федерации” (утв. постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 № 516 (ред. от 26.05.2009)) основным условием для досрочного назначения трудовой пенсии по старости является постоянная занятость в течение полного рабочего дня на работах в профессиях и должностях, предусмотренных Списками № 1 и № 2.
Исходя из правового смысла п.4 Правил в нем под полным рабочим днем понимается продолжительность рабочего времени, установленная для соответствующих видов профессиональной деятельности (нормальная или сокращенная). В соответствии с п. 5 разъяснения Минтруда РФ от 22.05.1996 N 5 (ред. от 01.10.1999) продолжительность рабочего времени в условиях труда, предусмотренных Списками, не может быть менее 80 процентов от нормы (Определение Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 3 июня 2008 г. № КАС08-211).
Пунктом 6 Правил предусмотрено, что периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась в режиме неполной рабочей недели, но полного рабочего дня в связи с сокращением объемов производства, исчисляются, за исключением отдельных видов профессиональной деятельности, по фактически отработанному времени.
Если работа осуществлялась в условиях неполного рабочего дня (менее 80% рабочего времени), оснований для включения ее в стаж работы с особыми условиями труда не имеется.
Выборный орган первичной профсоюзной организации, выражая мотивированное мнение по проекту локального нормативного акта в случае введения режима неполного рабочего дня (смены) и (или) полной рабочей недели, а также при проведении дополнительных консультаций с работодателем должен особое внимание уделить данной проблеме.
Учитывая изложенные обстоятельства, работник вправе отказаться от продолжения работы в режиме неполного рабочего дня (смены) и (или) неполной рабочей недели. В данном случае трудовой договор расторгается в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ. При этом работнику предоставляются соответствующие гарантии и компенсации (ч. 6 ст. 74 ТК РФ).
Необходимо иметь в виду, что Федеральным законом от 25.12.2008 № 287-ФЗ “О внесении изменений в Закон Российской Федерации “О занятости населения в Российской Федерации” с 1 января 2009 г. организации, которые собираются ввести режим неполного рабочего времени или приостановить производство, должны письменно сообщить об этом в службу занятости в течение трех рабочих дней после издания соответствующего приказа.
В настоящее время проводится взаимодействие Правительства Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по реализации антикризисных мер, направленных на снижение напряженности на рынке труда. Так, Программа антикризисных мер Правительства Российской Федерации на 2009 год (утв. Правительством РФ 19 июня 2009 г.) предусматривает, что с начала года в 1,5 раза увеличен максимальный размер пособия по безработице. Объем дополнительных субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию переданных полномочий по социальной поддержке и оказанию услуг безработным гражданам увеличен на 33,95 млрд. рублей, в том числе 29,8 млрд. рублей — на социальную поддержку граждан, признанных в установленном порядке безработными. Кроме того, на стабилизацию ситуации на рынке труда в федеральном бюджете дополнительно предусмотрены субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации в размере 43,7 млрд. рублей.
Во всех субъектах Российской Федерации приняты региональные программы, предусматривающие профессиональное обучение работников в случае угрозы массового увольнения, создание временных рабочих мест, организацию переезда увольняемых на работу в другую местность, развитие малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан. Стоимость принятых региональных программ составляет более 25 млрд. рублей, из которых более 90 процентов покрывается за счет субсидий из федерального бюджета.
Постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2008 г. № 1089 (с изм. от 20 мая 2009 г.) “О дополнительных мероприятиях, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации” утверждены Правила предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации.
Так, например, в соответствии с указанным постановлением в Красноярском крае принята Программа дополнительных мер снижения напряженности на рынке труда Красноярского края в 2009 году (распоряжение Правительства Красноярского края от 15 января 2009 г. № 7-Р). Общий объем финансирования Программы в 2009 году составит 702,0 млн рублей, в том числе: субсидия федерального бюджета — 666,9 млн рублей (95,0% от общего объема финансирования); средства бюджета Красноярского края — 35,1 млн рублей (5,0% от общего объема финансирования). Основными мероприятиями Программы являются, в том числе: организация общественных работ в организациях края и на социально-значимых объектах для работников, находящихся под риском увольнения, а также для незанятых граждан, проживающих в трудоизбыточных территориях.

Рассказать друзьям:

Комментарии отключены