Вы когда-нибудь сталкивались с такой ситуацией, когда в попытках попасть на концерт известного артиста вы стоите в километровой очереди в кассу? Вы уже потеряли всякую надежду купить заветный билет, и вдруг к вам подходит некто и предлагает купить билетик всего лишь за его двойную цену. Все ваши внутренности протестуют против такого безобразия, но при взгляде на километровую очередь вы понимаете, что у вас нет другого выбора. В конце концов, вы не каждый день посещаете концерт с участием звезды, можно и пожертвовать. И вы, с улыбочкой ругая предприимчивого спекулянта, выкладываете двойную сумму.
А вот другой пример из повседневной жизни. Всему миру очень хорошо известна торговая марка SONY. Но вот вы идете на рынок, и вашему вниманию предлагают интересную продукцию, как две капли воды похожую на продукцию всему миру известной торговой марки, но с логотипом SUNNY, к примеру. Что это? Дешевый трюк или мастерски сделанная подделка? Просто не совсем честные на руку товарищи пытаются откусить мааааленький кусочек от очень жирного пирога, на создание которого потрачены миллионы. Все эти действия можно назвать одним словом — бизнес. Да, бизнес, хоть и не совсем чистый и честный, но очень выгодный.
В самом начале развития всемирной паутины мало кто задумывался над тем, что доменное имя — несколько букв, вводимых в строке браузера, при некоторых условиях может стоить довольно внушительную сумму денег. Каковы эти некоторые условия? Всем известно, что стандартная регистрация доменного имени в зоне .com стоит примерно 15 — 20 долларов в год. То есть, любой желающий, выложивший доменному регистратору эту мизерную сумму, может закрепить за собой права на владение абсолютно любым свободным на текущий момент доменным именем. А теперь представьте себе на минуточку, что у вас в руках всего за двадцать долларов оказалось доменное имя microsoft.com, например. А такое действительно было в истории сети Интернет. Майкрософт — огромнейшая компания, ворочающая миллиардами долларов. Естественно, в этом огромном долларовом потоке иногда можно допускать ошибки. Однажды сотрудники компании слегка замешкались с оплатой доменного имени в Passport.com, что позволило счастливчику сорвать довольно внушительный джек-пот всего за двадцать баксов. Ведь в сети все равны. Правильно? А за известными и раскрученными торговыми марками всегда пристально наблюдают всевозможные любители откусить кусочек от очень жирного пирога.
Подобный специфический вид бизнеса в сети Интернет носит название киберсквоттинг (англ. cybersquatting). Говоря по-русски — это просто захват доменного имени с целью его дальнейшей перепродажи. Вот вам и аналогия с левыми билетиками и поддельными китайскими видеомагнитофонами. Да, да — вы готовы растерзать предприимчивого товарища, но билетик покупаете. Точно также известным компаниям часто бывает очень невыгодно публично скандалить с предприимчивыми людьми, гораздо выгоднее просто заплатить нахальным гражданам несколько тысяч долларов, или несколько десятков тысяч долларов. Тут, как говорится, у кого насколько кишка не тонка.
В мире существует несколько разновидностей киберсквоттинга. В случае с Microsoft действия ушлых товарищей носят название брендовый киберсквоттинг. Этот вид деятельности связан с огромным риском, потому что в принципе компания может подать в суд на предприимчивого человека за нарушение авторских прав и прав на торговую марку. Но факт остается фактом — очень многие компании предпочитают не судиться, а заплатить требуемую сумму. Кроме Microsoft в нечистые руки киберсквоттеров попадались и такие известные торговые марки как Panasonic, Hertz и Avon. И все они предпочли заплатить требуемую сумму. Очень часто брендовым киберсквоттингом занимаются конкурирующие фирмы. Они выкупают доменное имя зазевавшегося конкурента и размещают на управляемом ресурсе либо недостоверную информацию, либо материалы, направленные на уничтожение деловой репутации компании — конкурента.
Очень часто киберсквоттеры выкупают доменные имена, связанные с раскрученными торговыми марками, но содержащие ошибки (опечатки). Этот вид бизнеса носит название тайпсквотинг. Например, вместо известного rambler.ru, пользователь случайно набирает ramler.ru. Таких сочетаний очень много. И будьте уверены в том, что практически все подобные доменные имена выкуплены. Самый простой способ заработка на таком доменном имени — просто припарковать его и разместить рекламу, получая пассивный доход от трафика, который создают по ошибке набравшие не тот адрес посетители. Вы подумаете, что трафик будет небольшой? Ошибаетесь! При целевом трафике ресурса, превышающем несколько десятков, а то и сотен тысяч запросов в сутки, ошибочный трафик запросто может соперничать по объемам с трафиком, создаваемым самыми популярными блогами. Только блог нужно создать, вести и постоянно раскручивать, а в случае с тайпсквоттингом нужно просто вовремя выкупить доменное имя и припарковать его. И все.
В связи с этим законные владельцы популярных торговых марок обычно сами скупают все доменные имена, близкие по смыслу или содержащие опечатки. Этот вид киберсквоттинга носит название защитный киберсквоттинг.
Существует еще одна разновидность киберсквоттинга, связанная с повышенными рисками. Киберсквоттеры приобретают свободные доменные имена в расчете на их популярность в будущем. В основном, конечно, берутся в расчет статистические данные поисковых систем. Но и немалую роль играет собственная интуиция. Попробуйте предугадать, какие доменные имена будут наиболее популярными и востребованными через три года или пять лет. Тут можно очень здорово ошибиться, и потерять вложенные средства. Хотя…
Киберсквоттинг как вид бизнеса не требует особых начальных вложений. Для того чтобы зарегистрировать пять доменных имен сроком на один год, вам нужна какая-то сотня долларов. Причем, всего лишь одна успешная сделка может покрыть все ваши начальные расходы. Все просто: покупаете доменные имена, и размещаете на них информацию о том, что доменное имя продается, ну и указываете ваши контактные данные (как правило, E-mail).
Но на этом вся простота киберсквоттинга как бизнеса и заканчивается. На самом деле, для того, чтобы стать успешным киберсквоттером, нужны стальные нервы и немалый объем знаний, а также ловкость и проворство. Конкуренция очень жесткая. Поэтому готовить мешки для денег, вложив первую сотню долларов, мягко говоря, очень рано. Все усложняется тем, что после покупки доменного имени не вы разыскиваете потенциального покупателя, а он пытается вступить с вами в переговоры. Ну и если вы решили вести нечестную игру, трудно рассчитывать на то, что с вами будут общаться по-честному.
Кстати, в последнее время наблюдается тенденция, когда обмен доменными именами происходит между киберсквоттерами. Таким образом, образовался вторичный рынок, очень напоминающий фондовую биржу. Поэтому современный киберсквоттинг уже можно назвать не столько бизнесом, сколько инвестицией — т.е. выгодным вложением временно свободных денежных средств.
Все это, конечно, очень хорошо — скажете вы — ну а как насчет законности киберсквоттинга? В англоязычном интернете и у нас дела обстоят немного по-разному. У них до 1999 года киберсквоттеры могли действовать абсолютно безнаказанно. В 1999 году по инициативе крупных компаний и раскрученных торговых марок в США был принят антисквоттинговый акт защиты потребителя (Anti-Cybersquatting Consumer Protection Act). В соответствии с этим актом любой владелец зарегистрированной торговой марки в случае несанкционированного использования доменного имени, ассоциированного с торговой маркой, может подать иск в суд и с очень большой вероятностью выиграть дело. В России киберсквоттинг юридически пока не определен, а в соответствии с регламентом РосНИИРОС «Регистрация доменов осуществляется на основании Заявки. Все заявки рассматриваются на равных основаниях, независимо от того, от имени какого Заявителя они поданы». Так что делайте выводы сами.
В заключение хотелось бы сказать несколько слов о самом главном. Конечно, мы сами определяем свою судьбу. Каждый сам за себя решает, чем он будет заниматься, каким образом заработает на хлебушек белый, на маслице к нему с икоркой черной. Ну, или просто на хлебушек черный с водичкой прозрачной… Кому как больше нравится или как получится. В мире всегда существовало, существует и будет существовать две категории людей: одни — созидатели, а другие — потребители. Но есть еще одна категория людей — стервятники (или, по-современному, рейдеры) которые не только пользуются результатами чужого труда, но и живут за счет разрушения (войны). К кому вы принадлежите — решать вам. Для успешного бизнеса это абсолютно не важно. Самое важное сидит у каждого из нас где-то глубоко внутри.